Правила соревнований

Как вид спорта фитнес приобрел популярность в середине 80-х годов. Первые соревнования состоялись в Америке в 1984г., которые провела Международная Федерация Фитнеса IFSB.

Сегодня фитнес настолько популярен, что соревнования проводят многие клубы, общества, движения, интерпретируя их на свой вкус.

Но основные соревнования по фитнесу проводит Международная Федерация Фитнеса IFSB-IFF. Соревнования проводятся в соответствии с утвержденными международными правилами и состоят из 3 раундов. В соревнованиях принимают участия женщины и мужчины, достигшие 18 лет. Также проводятся соревнования среди юниоров в возрасте от 7 до 17 лет.

1 раунд — выход в вечерних платьях или костюмах и представление перед микрофоном. Длительность — 10 секунд. Оценивается общий внешний вид, умение держаться на сцене, речь.

2 раунд — определение пропорциональности телосложения.

Форма: женщины — раздельный купальник, обувь на каблуках, допускаются украшения; мужчины — шорты, босиком.

Оценивается: пропорциональность развития верхней и нижней частей тела. Визуальные различия между врождённой красотой и приобретённой в процессе тренировок заключаются в хорошо развитых мышцах пресса, упругости тела без чрезмерной жировой прослойки и видимые мышцы бицепса и трицепса. Мышцы бедра должны быть упругими, без мышечной сепарации.

Слишком большая мышечная масса тела («вид культуриста») или слишком худощавый вид, мышечная дряблость не может добавлять баллы. Помнить, что это не соревнования по бодибилдингу и не конкурс красоты.

Цель этого раунда — оценка физической красоты и тона мышц, которые преобрелись в процессе соответствующих фитнес тренировок и с помощью правильного питания.

Судьи оценивают в этом раунде:

  • чистоту, тон мышц;
  • чистоту кожи;
  • приемлемое количество жировой ткани;
  • общую симметрию (размах плеча, тонкая талия, развитая линия бедра, хорошо проработанные мышцы пресса, видимая линия бицепса и трицепса);
  • соответствие пропорциям верха и низа тела;
  • лёгкую осанку без зажатых мышц тела.

Негативные критерии оценок:

  • худое, тонкое тело с недостатком мышц;
  • чрезмерное количество жировой ткани;
  • перекаченные, типа культуристических, мышцы;
  • чрезмерный цвет тела;
  • чрезмерное напряжение (деформация);
  • лордостические лопатки;
  • За вышеперечисленные недостатки судьи должны снимать 0,5 балла.

Не допускается использовать на теле никакие виды масел.

Допускается использования специального тона для загара.

3 раунд — произвольная программа. Продолжительность — 90 секунд. Форма: для женщин — комбинезон, купальник, топ, шорты, лосины, юбки; для мужчин — шорты, комбинезон, топ, лосины.

Оценивается: гибкость, растяжка, подвижность, выносливость, сложность, индивидуальность. Допускаются акробатические элементы, хореография, пантомима. За чисто аэробную или гимнастическую программу снижаются баллы. Помнить, что это не соревнования по гимнастике, акробатике или аэробике.

Не допускаются украшения, обувь на каблуках.

Упражнения должны отразить силу, подвижность, растяжку, гибкость, высокий уровень координации движений. Эти качества должны демонстрироваться всеми основными мышцами тела.

Силовыми упражнениями демонстрируется динамическая и статическая сила.

Динамическая сила демонстрируется в приземлении при прыжке, в подъёме переворотом, всевозможных видах отжиманий.

Статическими считаются те элементы, которые задерживаются в исполнении в течение 2 секунд и где тело поддерживается, т.е. различные виды поддержек (поддержка Венсон).

Лучше всего показывать силовые упражнения в конце, без видимой усталости. Сама эффективность возможной анаэробной активности будет выше, если упражнения, требующие одного состояния спортсмена, когда кислорода явно не хватает, но спортсмен выполнил его «на одном дыхании», выполняются в конце.

Музыка должна быть быстрее среднего ритма (145-160 ударов в минуту на протяжении 90 секунд). Это достаточно сложная скорость для спортсмена. И чем быстрее скорость выполнения элементов, тем тяжелее выполнять сложные связки.

В зависимости от ритма, должна изменяться динамика движений. Эти изменения относятся к области координационных возможностей. Упражнение считается скоординированным, если элементы чётко соответствуют ритму музыки.

Упражнения на устойчивость должны отражать высокий уровень балансировки. Упражнения динамического и статического баланса должны чередоваться. Движения должны динамично ослабевать и усиливаться снова.

Восприятие объёма пространства и восприятие точного позирования в пространстве также отражают координацию движений высокого уровня.

Должна присутствовать хореография как связывающее звено между техническими элементами. В упражнение должны быть включены различные элементы, демонстрирующие все качества, и чтобы не было преобладания элементов одних над другими (например, преобладание элементов силы над элементами гибкости). Хореография должна отражать лучшие качества спортсмена и должна быть выполнена квалифицированно.

Желательно, чтобы одежда и хореография дополняли друг друга.

Упражнение должно демонстрировать:

  1. акробатические элементы — 15%
  2. высокие прыжки — 15%
  3. быстрые элементы — 15%
  4. гибкость, растяжка — 15%
  5. элементы хореографии — 40%.

В элементы хореографии должны входить лёгкие базисные танцевальные шаги, которые обеспечивают весь характер упражнения. В пределах одного упражнения можно использовать музыку различного стиля (напр., хип-хоп, джазовый балет, фольклор, поп, рок и т.д.). Но одно упражнение не должно быть чистой хореографией или другим видом спорта (гимнастика, аэробика, акробатика).

Так, акробатические элементы могут использоваться на 15%, т.е. 3 — 4 элемента в упражнении и одна серия акробатических элементов в линию (диагональ).

Все раунды оцениваются по десятибалльной системе с шагом в одну десятую.